Рерих в Краснодаре

Рерих в Краснодаре

С июля в краснодарском Художественном музее имени Фёдора Акимовича Коваленко открывается масштабный выставочный проект «Николай Рерих». В экспозиции представлено более 40 произведений из собрания Русского музея: это и картины дореволюционного «русского периода» творчества Рериха, и станковые полотна и натурные этюды «индийского периода» жизни мастера 1930–1940 годов, когда он находился в эмиграции.

Николай Константинович Рерих — выдающийся деятель русской культуры, художник, писатель и философ, путешественник и археолог. Воспитанник Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, Рерих с детства интересовался всем, что имело отношение к Древней Руси: участвовал в раскопках курганов, слушал старинные легенды, изучал летописи и книги. Мир славянской Руси в ранних произведениях художника раскрывается в яркой и образной форме, где важна и историческая достоверность, и былинный дух, дающие представление об эпохе («Иноземные гости», 1901). Творчество Рериха, независимо от тем и жанров произведений, отличается сложными символическими метафорами («Змиевна», 1906).

В экспозиции демонстрируются и театральные работы художника. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Павловича Дягилева в Париже, в частности, «Половецкий стан» для оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» (1909). Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генрика Юхана Ибсена «Пер Гюнт» (1912, Московский художественный театр) и балету Игоря Фёдоровича Стравинского «Весна священная» (1913).

Художник хорошо знал труды представителей так называемого «русского космизма» (Николай Федоров, Владимир Соловьев, Константин Циолковский), вместе с ними искал ответы на вечные вопросы бытия («Веления неба», 1915) и мечтал о путешествии на восток, которое вынужденно откладывал годами. В результате революционных событий Рерих оказался за рубежом. После серии персональных выставок в разных странах мастеру удалось попасть в Индию в 1923-м. С 1925-го по 1928-й Рерих предпринял экспедицию по труднодоступным районам Индии, Монголии и Тибета. Как и представители русского космизма, он искал следы загадочной Шамбалы. В поисках новой информации, в том числе и о Шамбале, экспедиции Рериха прошли сотни километров, а тема Шамбалы все глубже проникала в его творчество.

Живопись этих лет широко представлена на выставке: пейзажи, изображающие ледники Каракорума, снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, Гималаи, горные озера — горы и холмы, небо и земля — величественны и прекрасны, наполнены земными и космическими энергиями. Рерих оставил удивительное живописное наследие, в котором отразились и его философия, и любовь к Востоку, и вера в высшие силы, защищающие людей.

Рерихом был основан Институт Гималайских исследований (название института «Урусвати» происходит от санскритского слова, означающего «Утренняя заря»), задуманный как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению собранных в экспедициях материалов. Основная часть живописных произведений этого периода была передана Русскому музею сыном художника Юрием Николаевичем с учетом пожеланий самого автора в 1960-м году. Эти картины и этюды в большом объеме демонстрируются на выставке («Эверест (Джомолунгма)», 1935–1936; «Ступа. Ладак», 1937; «Чату-Гомпа. Тибет», 1940).

В тридцатые-сороковые было создано множество горных пейзажей и станковых произведений религиозно-философского содержания, а также написаны литературные эссе и очерки. Исключение составили несколько картин на темы русской истории и мифологии («Борис и Глеб», 1942; «Поход Игоря», 1942; «Единоборство Мстислава с Редедей», 1943), созданные во время Второй мировой. Картина «Партизаны» (1943) написана на реальный сюжет из советской действительности, о которой художник мог знать только из газет, но Рерих всегда помнил о Родине, выписывал прессу, слушал радио, вел обширную переписку, публиковал очерки в поддержку родной страны.

Уже после победы Рерих написал символическое полотно «Помни» (1947). В нем нет ничего, напоминающего о национальной трагедии, но есть образы и темы, волновавшие художника всю жизнь.

Выставку можно увидеть в здании Художественного музея в Краснодаре, на улице Красной, 13. Она будет сопровождаться просветительскими мероприятиями, экскурсиями, мастер-классами и продлится до 18 сентября включительно. Без возрастных ограничений.

- Алла Бережная, Государственный Русский музей