Кухня кинотеатра. Как учитывать субсидии бухгалтеру

Кухня кинотеатра. Как учитывать субсидии бухгалтеру

Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала разъяснения для кинотеатральных бухгалтеров, относительно учёта ранее полученных федеральных субсидий. Данное разъяснение, мы надеемся, будет интересно именно «бушкам». Отметим, что итоговое решение всё-таки должен принимать главный бухгалтер предприятия, многие моменты зависят от применяемых кинотеатром систем налогообложения и учетной политики предприятия.

Итак, за истекший период были получены следующие виды субсидий:

    1. субсидии, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, для категорий получателей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года №576 (СМП по состоянию на 1 марта 2020 года) — так называемые «зарплатные» субсидии;
    2. субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (маски, перчатки, дезинфицирующие средства для рук, бесконтактные термометры для измерения температуры персонала и гостей) для категории получателей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 №976 (СМП по состоянию на 10 июня 2020 года);
    3. субсидии из бюджетов субъектов Федерации на организацию временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения (в отношении которых по основному месту работы установлено неполное рабочее время, введена временная приостановка работы, предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, проводятся мероприятия по их высвобождению);
    4. субсидии, полученные из федерального бюджета на поддержку отечественной кинематографии в целях предотвращения сокращения доли отечественного кино в российском кинотеатральном прокате.

Получаемые субсидии по сути является государственной помощью. Учёт государственной помощи ведется в соответствии с ПБУ 13/2000.

В Учетной политике имеется раздел «Учёт целевого финансирования», где в том числе предусмотрен учёт государственной помощи. Несмотря на то, что там указаны общие положения, они нам достаточны.

Средства целевого финансирования признаются в бухгалтерском учёте по мере фактического получения ресурсов как возникновение целевого финансирования (кредит счета 86 «Целевое финансирование») и увеличение счетов учёта денежных средств, капитальных вложений и тому подобное. По мере расходования целевых поступлений они списываются со счета 86 (пункт 9 ПБУ 13/2000). Порядок списания зависит от характера расходов, на финансирование которых были предоставлены бюджетные средства (капитальные или текущие расходы). Таким образом, при получении субсидии делается проводка 51/86.

Как правило, субсидия имеет целевой характер, поэтому для таких субсидий списание со счета 86 осуществляют по мере расходования средств по целевому признаку.

Налоговый учет полученных субсидий отличается.

1. Учет субсидий в связи с неблагоприятной ситуацией

Данные субсидии целевого характера не имеют, поэтому сразу при получении они отражаются как 86/91.01, то есть признать доходы в момент поступления денежных средств.

В налоговом учете данные субсидии не является налогооблагаемым доходом у организаций и индивидуальных предпринимателей на основании подпункта 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса (внесен законом от 22 апреля 2020 года №121-ФЗ):

    Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
    1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
    60) в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что оплаченные за счёт неё затраты не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль (пункт 48.26 статьи 270 Налогового кодекса, введен Федеральным законом от 22 апреля 2020 года №121-ФЗ):

    Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
    При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:
    48.26) расходы, осуществленные за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса (п. 48.26 ст. 270 (в ред. ФЗ от 22.04.2020 №121-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020)

Таким образом, при получении субсидии первого вида полученные денежные средства не учитываются при налогообложении ни в доходах, ни в расходах (для общей и упрощённой системы налогообложения):

Д 86К 91.01БУ (в НУ не отра­жает­ся)

Что касается отражения расходов в налоговом учете, то при отсутствии целевого расходования определить, какие именно расходы оплачены за счет субсидий, достаточно трудоемко. В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль (и упрощенной «Доходы минус Расходы») главное — уменьшить общую сумму расходов, принимаемых в налоговом учёте. Это можно сделать по наибольшей статье расходов (на выбор, для упрощения операций) — прокатная плата, арендная плата, заработная плата и страховые взносы.

Для отражения в 1С можно:

    1. откатиться, при наличии возможности, на последний отчетный период (9 месяцев) и снять проводку по выбранным расходам с налогового учета (там, где применяется БПУ 18/02, отразить ПР); при упрощенке «Доходы минус Расходы» уменьшить расходы в регистре;
    2. отразить проводку сторно в текущем периоде (декабрь 2020 года) только в НУ по выбранной статье расходов:
    Д 20К 60, 70, 69
    для упрощённой системы налогообложения — уменьшить расходы в регистре.

По данной субсидии лист 07 декларации по налогу на прибыль не заполняется в связи с тем, что при заполнении листа 07 в графе 1 должен указываться код целевого финансирования в соответствии с приложением №3 к Порядку заполнения декларации. В этом приложении соответствующий код для субсидий, выданных в соответствии с Постановлениями Правительства от 24 апреля 2020 года №576 и от 02 июля 2020 года №976, отсутствует. Поскольку нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Правилами выдачи субсидий не предусмотрено представление отчёта о направлениях их использования, то полученные субсидии не являются целевым финансированием.

2. Учет субсидий в связи с проведением мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции

В соответствии с разъяснениями Минфина (Письмо от 2 сентября 2020 года №03-03-06/1/76953), на субсидии, полученные налогоплательщиками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июля 2020 года №976, которым утверждены Правила предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, положения подпункта 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не распространяются.

Таким образом, данный вид субсидий включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и УСН. Расходы при этом учитываются в общем порядке.

На сегодняшний день нет иного официального разъяснения, поэтому любая другая позиция (в печати уже такая позиция имеется) может быть оспорена налоговым органом.

3. Учет субсидий на заработную плату работников, находящихся под риском увольнения

Данная субсидия является целевой — предоставляется путем возмещения затрат на организацию временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения.

Целевой расход должен подтверждаться по кодам:

код рас­по­ря­ди­те­ляраз­делпод­раз­делце­ле­вая статьявид рас­хо­дов
85005010510858520811

Если договорами на предоставление субсидий предусматривается получение денежных средств после осуществления расходов после предоставления подтверждающих документов, то можно отразить операции без использования счета 98:

Д 51К 86
Д 86К 91.01(в БУ и в НУ)

Затраты, осуществленные из средств субсидии, отражаются в расходах при этом в обычном порядке.

Вопросы налогообложения таких субсидий разъяснялись Минфином ранее, например:

    в Письме от 19 марта 2010 года №03-03-06/1/157, в котором указывалось:
      факт получения организацией средств в виде субсидий на возмещение затрат по договорам на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от выполнения работ, оказания услуг.
      В этой связи, средства, получаемые организациями в рамках программ содействия занятости населения, должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

    в Письме от 10 ноября 2014 года №03-03-10/56622 и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2014 года №ГД-4-3/12324@:
      Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.
      Вместе с тем, расходы, произведенные за счет целевых поступлений, включаются в состав расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

4. Субсидии из федерального бюджета на поддержку отечественной кинематографии

В настоящее время отсутствуют официальные разъяснения по вопросу налогообложения указанных субсидий. Рассмотрим имеющиеся законодательные нормы, которые позволят не включать полученные суммы в состав налогооблагаемых доходов.

Подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса предусмотрено, что не учитываются при налогообложении следующие доходы:

    60) в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Норма подпункта 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса установлена в отношении мер поддержки, направленных на борьбу с коронавирусом. При этом отсылок к конкретному правительственному акту или иному нормативному правовому акту, на основании которых выплачивается соответствующая субсидия, в указанной норме не сделано.

Буквально из анализируемой нормы следует, что для ее применения необходимо, чтобы субсидия была выплачена:

    из федерального (а не регионального) бюджета;
    в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции;
    субъекту, включенному в реестр малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года;
    субъекту, осуществляющему деятельность в пострадавшей из-за эпидемии отрасли.

Данная субсидия получена в соответствии с документами:

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2020 года №3055-р;
    Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 года №2098.

Постановлением РФ от 15 декабря 2020 года №2098 утверждены Правила предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее — Фонд кино) для оказания поддержки организациям, осуществляющим производство, прокат и показ национальных фильмов. Данными Правилами предусмотрено:

    субсидии предоставляются из федерального бюджета (пункт 1 Правил);
    субсидии предоставляются в связи с временным приостановлением и ограничением деятельности в области кинотеатрального проката в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 3 Правил);
    организации — получатели субсидий, осуществляют деятельность, включенную в Перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Деятельность в области демонстрации кинофильмов — код по ОКВЭД 59.14);
    получатели субсидий определяются на основании отбора в соответствии с правилами Фонда кино, согласованными с Министерством Культуры РФ (пункт 12 Правил). В числе требований к организациям отсутствует факт включения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года, то есть получателями данной субсидии могут быть и не субъектами малого предпринимательства.

Исходя из указанного, три из четырех критериев, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, выполняются.

Что касается нормы о том, что получатель субсидии должен быть включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, то исходя из буквального прочтения подпункта 60 следует, что не облагаются субсидии (с указанными выше тремя критериями), полученные налогоплательщиками, включенными в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года. Следовательно, субъекты малого и среднего предпринимательства не включают в налогооблагаемые доходы, остальные получатели — включают (ещё раз смотрим подпункт 60):

    60) в виде субсидий, полученных из федерального бюджета (1) в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (2), налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших (3) в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Однако, предполагаю, что Министерство финансов Российской Федерации может дать разъяснение, аналогичное вопросу налогообложения субсидий в связи с проведением мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (Письмо от 2 сентября 2020 года №03-03-06/1/76953), и ключевой аргумент в указанном Письме следующий:

    не учитываются для целей налога на прибыль организаций субсидии из федерального бюджета, предназначенные для категории налогоплательщиков, поименованной в упомянутом подпункте (60) пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Минфин может посчитать, что данные субсидии предназначены не только субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому положения подпункта 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса на них не распространяются.

- Ассоциация владельцев кинотеатров