29 июня исполняется 150 лет со дня установки на площади перед Павловским дворцом памятника императору Павлу Первому.
Монумент появился в городе Павловске Санкт-Петербурга благодаря внуку его первого владельца — великому князю Николаю Константиновичу, и многие считают это самым значимым поступком великого князя. Вид на Большой дворец со стороны Тройной липовой аллеи немыслим без этого памятника, ставшего одним из символов Павловска.
Великий князь питал особый пиетет к личности Павла, а в его судьбе — «нелюбимого сына» Екатерины Второй — видел определенные аллюзии на собственную жизнь. Об особом интересе великого князя к личности Павла Первого говорит запрос в Гатчинское дворцовое управление, датированный мартом 1872-го, с просьбой представить список вещей, хранящихся в Гатчинском дворце, принадлежавших в Бозе почившему Императору Павлу Первому, как-то мундиров, касок, и других предметов.
Этот список был доставлен великому князю, а его копия сохранилась и до наших дней. На этом фоне естественно выглядит намерение Николая Константиновича поставить в Павловске, владельцем которого он должен был впоследствии стать, памятник императору Павлу Петровичу.
Очевидно, Николе (как его называли в семье) очень нравился памятник Павлу, открытый в Гатчине в 1851-м. Его копию он и задумал сделать для Павловска. Об особой магии образа императора, воплощенного скульптором Иваном Петровичем Витали (1794–1855), говорил впоследствии Александр Николаевич Бенуа: Нужно, впрочем признать, что этот памятник имеет действительно в себе, помимо своих художественных достоинств, и какую-то особую притягательность. Гордо занеся голову в огромной треугольной шляпе, вычурно, по-балетному, расставив ноги в тяжелых ботфортах, отнеся в сторону правую руку, которой он опирается на трость, безумец-государь представлен как бы присутствующим на смотру своих гренадеров.
Для воплощения своих намерений великий князь обратился к Александру Николаевичу Соколову — владельцу мастерской «Заведение бронзовых, золотых и серебряных изделий», которая с 1856-й по 1890-й годы находилась на Лиговском проспекте, 73 — в доме Синебрюхова. 14 января 1872-го Соколов представил смету, согласно которой должен был снять для модели форму с памятника в Гатчине, и отлить по изготовленной модели из цинка фигуру и пьедестал. Стоимость работы по изготовлению статуи и установки её на место была определена в 5 тысяч рублей. Кроме того, в смету входила подготовка фундамента для памятника за 250 рублей. Все работы должны были быть окончены за четыре месяца. Представленная смета была завизирована подписью Николая Константиновича.
Уже 9 апреля 1872-го управляющий Павловском Константин Петрович Голенко подал на согласование великому князю Константину Николаевичу (отца Николая Константиновича) прошение: Его Императорское Высочество, Государь Великий Князь Николай Константинович изволил заказать фабриканту Соколову цинковую фигуру, изображающую в Бозе почивающего Императора Павла Первого, которую полагает поставить посреди площади при Павловском Главном дворце на каменном пьедестале. Так как фигура эта уже готова и в настоящее время необходимо приступить к устройству фундамента, то Павловское Городовое Правление имеет счастие испросить соизволение Вашего Имп[ераторского]. Высочества на производство этой работы, из сумм Великого князя Николая Константиновича.
На подлинном экземпляре князь Константин Николаевич написал карандашом «Согласен».
Торжественное открытие памятника Павлу было намечено на 29 июня 1872 года — в праздник святых апостолов Петра и Павла, в день тезоименитства покойного императора. К этой дате фасад дворца привели в порядок: масляной краской были окрашены балюстрады дюжины балконов со стороны плаца (площади), корзины для цветов в галереях и на парадном подъезде, две двери с полуциркульными рамами у Тронного зала и у Гостиной левого флигеля. Кроме того, были заново выкрашены почти все ворота Павловского парка: в Церковном дворике, Театральные, в Старой Сильвии, у Памятника родителям, у Розового павильона. Все эти работы проводились по инициативе и на средства Николая Константиновича.
Красочное описание церемонии открытия оставил в своем дневнике Константин Николаевич: День открытия у нас Памятника Императора Павла Первого. С утра приготовления и разговоры и распоряжения по этому. С терассы с тремя Грациями смотрел вместе с Мери и Марусей приход войск. Рота Преображенская, Семеновская, Измайловская, Егерская и Павловская. Сводные эскадроны четырех кирасирских полков, Лейб-гусар и Лейб-казаков, 4 пешие и 4 конные орудия. Никола командовал кирасирским эскадроном. Я был по желанию Государя в Измайловском мундире. Государь приехал к четверти двенадцатого [11:15] и тогда началась обедня, во время которой приехал Вильгельм Австрийский. До конца обедни Государь сошел вниз чтоб самому командовать войсками, мы же все пошли в крестном ходе. У монумента еще закрытого холстом молебен, и во время вечной памяти, на караул, ура и холст спустили. Был действительно весьма торжественный момент. Потом не смотря на весьма тесное пространство, войска прошли отличным церемониальным маршем. Затем большой обеденный завтрак от большого двора для всех присутствующих и для всех офицеров, бывших во фронте. Государь был очень доволен всем, и несколько раз были у него слезы на глазах, и он нас благодарил за постановку памятника.
Очевидно, на церемонии открытия памятника присутствовал художник Адольф Иосифович Шарлемань-Боде (1826–1901). Именно ему князь Николай Константинович поручил написать две акварели «Торжественное освящение Памятника императору Павлу Первому в Павловске» и «Церемониальный марш войск перед памятником Павлу Первому (29 июня 1872 года)». Работа была закончена в конце января 1873-го, за что художник получил 600 рублей. Эти два акварельных рисунка, помещенные в «бархатные с бронзою» рамки, украсили кабинет Николы в Павловском дворце. Впоследствии по его распоряжению в 1890-м они были отправлены в Ташкент.
Как было отмечено в камер-фурьерском журнале, во время крестного хода при открытии памятника в процессии впереди певчих шли гоф-фурьер и камер-фурьер Павловского дворца
, служившие при императоре Павле и императрице Марии Федоровне. Это были старейшие придворные служители Павловского дворца, начинавшие свою службу мальчиками-истопниками — Алексей Васильевич Сторожев с 1798-го, и Петр Васильевич Матвеев с 1806-го. 25 июня 1872 года по ходатайству великой княгини Александры Иосифовны (урождённая Александра Саксен-Альтенбургская) к открытию в Павловске в Бозе почивающему памятнику императору Павлу Первому
гоф-фурьер Сторожев был произведен в камер-фурьеры, а камер-лакей Матвеев в гоф-фурьеры Павловского дворца.
Зная о готовившемся производстве придворных служителей Павловска, Никола писал Константину Голенко: Позвольте Вас попросить, многоуважаемый Константин Петрович, сделать следующее, дабы увековечить 29 июня 1872 года в Летописях Павловска. Вы будете представлять Сторожева к производству в Камер-Фурьеры, а Матвеева в Гоф-Фурьеры. Не найдете ли Вы удобным на открывающуюся вакансию камер-лакея, произвести Никитина и кроме того, сверх вакансии произвести также в камер-лакеи молодого Матвеева (хотя бы без прибавки жалованья). Оба они люди отличные и вполне этого заслуживают. Нам же это очень легко сделать, так как примеры тому уже бывали.
Эта просьба великого князя была удовлетворена.
Документы об установке памятника Павлу Первому и другие свидетельства деятельности великого князя Николая Константиновича по преображению Павловска посетители могут увидеть на выставке «Августейший изгой. Великий князь Николай Константинович и Павловск». Выставка, которую сопровождает каталог, открыта в Библиотеке архитектора Карла Ивановича Росси при Павловском дворце.
Сейчас памятник Павлу Первому закрыт на реставрацию, которая должна завершиться к концу этого года.
- Государственный музея-заповедник «Павловск»