1 июля в Санкт-Петербурге отмечается День реставратора. Идея чествовать реставраторов в этот день появилась в 2006-м, а с 2008-го праздник стал официальной памятной датой Санкт-Петербурга. Более того, в этом году реставрационным мастерским государственного Русского музея исполняется 100 лет.
История реставрации картин в «Русском» неразрывно связана с формированием коллекции живописи. Для проведения необходимых реставрационных работ в первые годы после открытия музея в далёком 1898-м году дирекция приглашала реставраторов, которые трудились на договорных условиях, поскольку постоянной мастерской реставрации картин не было.
После Октябрьской революции коллекция музея пополнялась за счет национализированных частных собраний и отдельных произведений, что привело к необходимости образования в музее реставрационного отдела. В начале 1920-х под руководством Пётра Ивановича Нерадовского была разработана новая структура музея, включающая реставрационные мастерские. Таким образом, 1922-й год можно считать годом основания постоянной мастерской реставрации масляной живописи. В задачу мастерской входила реставрация не только произведений из коллекции Русского музея, но и экспонатов, находящихся в других дворцах Петрограда и всей Северной области, а также консультирование по вопросам хранения и реставрации музеев и исторических памятников Новгорода и Пскова.
Сейчас служба реставрации музейных ценностей состоит из 15 отделов (13 реставрационных мастерских, технологический и координационный отделы), каждая из реставрационных мастерских специализируется на определенных техниках и направлениях искусства.
Ольга Бабина, заместитель гендиректора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей: Труд реставраторов не всегда заметен для посетителей, но именно эти люди помогают музею выполнять одну из главнейших функций — сохранять и оберегать культурное наследие нашей страны. Ежедневно благодаря кропотливому труду реставраторов раскрывается истинная красота художественных произведений, которые впоследствии будут представлены на постоянной или временных экспозициях Русского музея. Сегодня мы поздравляем всех представителей этой сложной, но почетной профессии и желаем профессиональных успехов и решения даже самых непростых задач.
Ежегодно огромное количество произведений проходит через заботливые руки профессиональных реставраторов Русского. Среди них — этюд «Ай-Петри. Крым» Архипа Ивановича Куинджи, ставший широко известным после кражи 27 января 2019-го. Картина была украдена из Третьяковской галереи, а после проведения следственных мероприятий передана в реставрационную мастерскую живописи Русского музея.
При осмотре картины выяснилось, что как вследствие кражи, так и за время бытования работы состояние этюда требовало проведения реставрационных работ. В результате лабораторных исследований было обнаружено, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст. Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала Обществу художников имени Архипа Ивановича Куинджи (этюд поступил в Русский музей лишь в 1930-м). Была определена палитра художника — всего пять красок. И среди них — редчайшая зелёная краска, почти исчезнувшая в 20-м веке из-за своей токсичности — зелёный арсенат меди. Этот пигмент был наиболее любимым у мастера.
В течение четырёх месяцев один из ведущих художников-реставраторов Русского музея Ольга Клёнова занималась этой работой. После успешной реставрации знаменитая работа Куинджи появилась на выставке «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет» в корпусе Бенуа (на углу набережной канала Грибоедова и Инженерной улицы, западный корпус Михайловского дворца). Экспозиция посвящена юбилею создания в Русском музее первой реставрационной мастерской. На выставке представлены 330 самых интересных с реставрационной точки зрения экспонатов- произведения живописи, иконы и графические работы, предметы декоративно-прикладного и народного искусства и произведения скульптуры.
Посетители музея смогут познакомиться и с недавно отреставрированной картиной Ивана Айвазовского «Петр Первый при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». В рамках комплексной реставрации осуществлена полная подготовка полотна к экспонированию: укреплен красочный слой, устранены деформации, удалены старые заплаты и въевшиеся загрязнения, авторский холст усилен дублированием, а красочный слой расчищен от поздних записей и жёлтого лака. Все эти меры позволили раскрыть первоначальный образ и колорит картины. Реставрацию провели заведующий отделом реставрации масляной живописи Марат Дашкин и ведущий художник-реставратор Ольга Кленова. Работа находится на выставке, посвященной Петру Первому «И мореплаватель, и плотник». Экспозиция в Михайловском замке позволяет увидеть, как образ Петра и события, связанные с его биографией, воплощались в отечественном изобразительном искусстве на протяжении двух столетий.
- Алла Бережная, Государственный Русский музей