Девятнадцатые страдания. Итоги

Девятнадцатые страдания. Итоги

13 сентября во Дворце творчества детей и молодёжи имени Олега Павловича Табакова на Театральной площади, 13 прошла торжественная церемония закрытия 19-го кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания».

Главный приз кинофестиваля под названием «Саратовская гармония» достался ленте «Никто не знает, где живет Валерик/No One Knows, Where Valeric Lives» (режиссер Анна Артемьева, совместное производство России, Бельгии, Венгрии и Португалии, 2022).

Это история об охотнике Валерике, который живёт в небольшой сибирской деревне в 700 км от Красноярска. Всю зиму он проводит в лесу со своим псом Скифом, добывает пушнину, чтобы прокормить семью. Валерик снимает себя на небольшую цифровую карманную «мыльницу», чтобы потом поделиться с любимой женой Зиной своими приключениями на охоте. Он чувствует себя хозяином природы, но лес в образе медведя, следует по стопам Валерика.

Приз мэра «Из Саратова с любовью» присуждён картине «Идущий в одиночестве/Alleingang» (Raphael Schanz, Германия, 2021).

Каждый год власти берут на себя обязанности по организации похорон 5–10 процентов жителей Берлина, чьих родственников не удается найти. Большинство из них хоронит в полном одиночестве гробовщик Bernd Simon. Но иногда родственники умерших приходят попрощаться с усопшими. Это история о человеке, который на самом деле хотел стать артистом — это причудливый городской портрет и отражение того, как мы справляемся со смертью, скорбью и поминовением.

Приз Министерства культуры — «Под наркозом» (Елена Ласкари, 2021).

Действие фильма происходит незадолго до пандемии в провинциальном городе Торжок Тверской области. Герои фильма — врачи местной больницы — деятельны и рациональны, верят в науку и современную медицину. Их подопечные, напротив, живут словно бы «под наркозом», не приходя в сознание от беспробудного пьянства, апатии, суеверий и предрассудков, безразличия к собственный жизни и здоровью. Выезжая на вызовы, обрабатывая переломы и ожоги, врачи пытаются достучаться до своих пациентов, разбудить их. Но тщетно.

Приз имени Владислава Микоши лучшей операторской работе присуждается экспериментальному фильму-наблюдению «Прохожий/Transeunte/Passerby» (оператор Pablo Pintor, Аргентина, 2021).

В ленте представлена целая галерея комичных персонажей, предметов и людей, которые идут по городу. Повествование сюрреалистичное и яркое. Постепенно раскрываются тайны, словно мелодрама из старой радиопостановки, которую знают только манекены в витринах. Как и во всякой трагедии, смерть настигнет героев. Необычный и ироничный документальный фильм, в котором соединение образов, «украденных» с улицы, напоминает об антигероях города, не замечаемых абсолютно никем.

Приз «За первый уверенный шаг в профессию» получила дебютная лента «Фикирте/Fikirte» (Yi Wu, Эфиопия, 2022).

Фикирте — 24-летняя мать-одиночка из Эфиопии. Она живет в контейнере на обочине дороги со своими маленькими детьми и зарабатывает на жизнь продажей кофе. После двух неудачных браков она неожиданно забеременела, но ее парень уехал и перестал выходить на связь. Дом, в котором она живет, подлежит сносу, Фикирте и ее дети вот-вот окажутся на улице. Где найти силы бороться за свои права, когда судьба так жестока? Куда ей пойти, чтобы обрести свой дом?

Специальный диплом жюри и приз зрителей поймала картина «Спецы» (Анна Драницына, 2021).

Александр «Санёк» Гаврилов — воспитатель в школе для трудных подростков. В ней учатся дети, кому жизнь почти не оставила шансов. Их родители, чаще всего, наркоманы и алкоголики. В свои 10–15 лет дети повидали много страшных вещей. Борясь с жесткой бюрократической системой, Санёк выстраивает с ними особые, доверительные отношения. Настолько близкие, что иногда кажется, что он один из них. Судьбы ребят складываются по-разному, но даже если удается спасти жизнь хотя бы одного из них, педагог считает, что прожил жизнь не зря.

Также специальными диплома жюри отмечены «Внутри снимка/Inside the Photograph» (Таисия Никитина, 2022) и «Амука/Amuka» (Antonio Spano, Бельгия, 2021).

    «Внутри снимка/Inside the Photograph». Повесть о жизни и творчестве известного советского фотокорреспондента Евгения Халдея. Он родился в марте 1917-го года в Юзовке, ныне Донецке. Настоящее имя фотографа — Ефим Халдей. Евгением его окрестили в агентстве «Тасс», где он начал свой творческий путь 19-летним юношей. Он прошел всю Отечественную войну от Мурманска до Берлина с легендарной «Leica» в руках. И был уволен в 1948-м по «пятому пункту». Трудился в безызвестности, чтобы не забылось то время. И, кажется, простил ему всё: убийство родителей, унижения и творческое равнодушие.

    «Амука/Amuka». Демократическая республика Конго могла бы прокормить почти каждого второго человека на Земле. Тем не менее, каждый 6-й конголезец страдает от голода. Каждый второй конголезец страдает от умеренного острого недоедания. Сельским хозяйством занимается более 70% населения этой страны. Столкнувшись с этим парадоксом, крестьяне объединяются в сельскохозяйственные кооперативы. Некоторые из них рассказывают о своей повседневной жизни, о жизни каждого простого конголезца. Даже если они не знают друг друга, живут на расстоянии в тысячи сотен километров, работают в разных отраслях сельского хозяйства, их голоса звучат в этом фильме.

Специальный приз «За самое точное попадание в жанр» от киноклуба «Волшебный фонарь» достаётся драме «Нерасставание/Unseparation» (Наталья Гугуева, 2022).

Артисты балета Олег и Вера развелись 30 лет назад. У каждого из них сегодня новая семья. Деловая поездка, в которую они отправляются — их шанс выяснить, почему они не смогли спасти свою семью, но все ещё не могут окончательно расстаться. Это драматическая история любви и ненависти, предательства и неверности, прощения.. и невозможности снова быть вместе.

Специальный диплом Общественного совета Минкультуры — «Танго с балалайкой» (Александр Калашников, 2022).

Виртуоз-балалаечник легендарного государственного ансамбля танца Сибири, сольным номерам которого рукоплескало полмира, в начале 2000-х одним из первых в сибирском регионе начинает изготавливать русские народные инструменты. Его кухня в 2-комнатной «хрущёвке» превратилась в мастерскую, в которой они с супругой ютятся более 10 лет.

Благодарность от Министерства природных ресурсов и экологии области — «Волок. Сны о дороге» (Сергей Карандашов, 2021).

Несколько человек решили пройти на лодках по водно-волоковым путям почти 3 тысячи км, как ходили по этим путям тысячу лет назад их предки, торговцы и предприниматели. Авторы в течение 1,5 месяцев наблюдали за ними и за тем, что случилось с ними во время этого путешествия.

Приз за лучший фильм блока «Саратов — открытый город» — «Уезжать не хочется» (Александра Лусникова, Никита Аксёнов, 2022).

В небольшой деревне на Белом море живут люди, которые по разным причинам не хотят уезжать в город. Молодая учительница сознательно приехала в Кузомень, оставив карьеру в Мурманске, рыбак Юрий пробовал жить в городе — не смог и вернулся. Артур после армии тоже выбрал деревню для жизни и мечтал сделать её лучше.. но жизнь его трагически оборвалась.

Специальные дипломы жюри блока «Саратов — открытый город» получают сразу несколько российских картин:

    «Начальник отряда» (Никита Ефимов, 2022). Режиссер получает уникальный доступ в российскую тюрьму строгого режима. Чтобы помочь мужчине с камерой, надзиратель исправительного учреждения пытается контролировать изображение своего учреждения. Он инсценирует моменты тюремной жизни, от игр в домино до рэп-выступлений, как театральный режиссер. Документируя своеобразные отношения между заключенными, их охранниками и камерой, этот фильм с сочувствием и юмором исследует непростую тему российской пенитенциарной системы.

    «Ишим» (Кирилл Султанов, 2021). Как долго длятся чувства? Чтобы узнать ответ, автор ленты организует встречу своих разведенных родителей в Ишиме, городе их юности, где они расстались 16 лет назад. Взаимные претензии, невысказанные обиды и старые чувства возвращаются в жизнь бывших супругов во время их путешествия по памятным местам их прежних отношений.

    «Живут же люди» (Павел Скоробогатов, 2022). История о жителях бурятского села Мойготы, которых осталось всего шесть, живущих более двадцати лет вне цивилизации – без света и электричества. Будучи забытыми для властей, они не хотят никуда уезжать, строят гостиницу в надежде на то, что к ним будут приезжать туристы и ждут, когда к ним проведут свет и электричество.

    «Ноев ковчег» (Григорий Курдяев, 2021). Когда-то Эмилиан был успешным бизнесменом, но однажды он пришел к вере, бросил все и занялся волонтерством. Он создал сеть приютов для бездомных «Ной». В «Ное» уже 18 домов и почти тысяча гостей. Это микроимперия со своим уставом и законами. Самый важный из них — сухой закон. Если человек готов жить по «ноевым» правилам, он получает кров, еду и работу. Если нет — возвращается на улицу.

Призы за лучшие фильмы блока «Коротко» получают две ленты — «Уличные кормушки/Gully Feeders» (Ashwathi Kn, Объединённые Арабские Эмираты, 2022) и «Камбана/Kambana» (Samuel Pastor, Испания, 2021).

    «Уличные кормушки/Gully Feeders». Время — главный фактор для эмигрантов в Дубае, не только потому, что это деньги, но и потому, что оно никого не ждёт. Дубайское метро тоже.

    «Камбана/Kambana». Мать и двое её сыновей-близнецов отвергнуты местным деревенским сообществом. В районе Mananjary на Мадагаскаре бытует поверье, что рождение близнецов — предвестник несчастий.

Приз за лучший фильм блока «Саратовские страдания. Art» достаётся актуальной на сегодня картине «Дыши, попробуй/Respira, Prova/Breathe, Try» (Andrea Gambadoro, Италия, 2021).

Через месяц после окончания первого карантина в Италии театральная труппа начинает репетировать спектакль, и ей также приходится иметь дело с введенными новыми правилами. Сокровенное путешествие в творчество актера, которое становится еще более особенным благодаря уникальному историческому моменту.

Приз за лучший фильм блока «Наша кинофабрика» — «Как пройти к Гагарину» (Марина Карачаровская, 2022).

В фильме четырьмя камерами мы наблюдаем горожан, оказавшихся нарочно или случайно у памятника Гагарину 12 апреля.

Специальные дипломы жюри блока «Наша кинофабрика» получают кинофильмы: «Жизнь точка Ru» (Андрей Грешнов, 2022) и «Самара космическая» (Анастасия Удинцова, 2022).

    «Жизнь точка Ru». Люди, живущие вне города, искавшие и ищущие своё счастье на земле, наблюдая за которыми можно проследить закономерность этого процесса, заметить взаимосвязь времени и многих поколений наших соотечественников. Это фильм о счастливых людях на русской земле.

    «Самара космическая». Интервью с Геннадием Петровичем Аншаковым, заместителем генерального конструктора ракетно-космический центра «Прогресс». Именно под его руководством была создана современная система управления космическими аппаратами. Основы, заложенные в 1970-е годы при Геннадии Петровиче Аншакове, до сих пор разрабатываются и используются.

 

Саратовские страдания — телевизионный и кинофестиваль документальной мелодрамы, проходящий в Саратове с 2004 года. Название фестивалю дал исконный саратовский музыкальный фольклорный жанр «страданий» — душевных припевок. Ежегодно фестиваль проходит в сентябре-октябре на различных культурных площадках города.

- Saratovout, по материалам организационного комитета фестиваля Саратовские страдания