Я ощущал мир как данность

Я ощущал мир как данность

C 7 сентября в художественном музее имени Александра Николаевича Радищева на Первомайской, 75 открылась ретроспективная фотовыставка легендарного кинооператора Владислава Микоши «Я ощущал мир как данность». Проект организован в рамках фестиваля «Саратовские страдания», в партнёрстве с московским «Мультимедиа Арт Музеем» (Московский дом фотографии) и музеем Радищевским музеем.

Если бы Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, он бы добился успеха во многих областях. Но он верил в предопределенность своей судьбы, в свое профессиональное предназначение быть кинооператором. Микоша родился в Саратове 8 декабря 1909-го в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. Но в Мореходное училище в Ленинграде не прошел по состоянию здоровья — промок под дождем и заболел.

В 1929-м поступил на операторский факультет Техникума кинематографии. Фотографией в институте занимался с увлечением, совмещая её с работой оператора. И уже после 2-го курса, получив квалификацию кинооператора «Совкинохроники», снимал профессионально для газет и журналов. С 1931-го много работал именно как оператор, снимая от Севастополя до Владивостока.

В 1936-м году стал штатным фотокорреспондентом газеты «Известия». Снимал и для других национальных журналов и газет. Владислав был одним из первых, кто начал работать с цветной фотографией. В 1940-м вышла первая серия цветных советских марок с его фотографиями.

В годы Второй мировой он был оператором и фотокорреспондентом. Его репортажи печатались в газете «Правда». За свою жизнь Микоша стал свидетелем многих исторических событий, запечатлел на пленке восстановление Варшавы, Волгограда, Днепровской ГЭС, провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина и Мао Цзэдуна, Хрущева и Кеннеди, съемки Неру, Эйзенхауэра, Кастро, Тито, Гагарина..

В феврале 1934-го в Арктике затонул раздавленный льдами ледокол «Челюскин». Научная экспедиция под руководством Отто Шмидта и команда корабля высадились на льдину и разбили лагерь, который просуществовал ровно два месяца. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград», «Смоленск» с группой Каманина-Молокова на борту. «Смоленск», на котором находился Владислав Микоша, дважды надолго застревал во льдах, которые грозили раздавить его подобно «Челюскину». На Мысе Олюторка выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Кроме того, из Уэлена, на тяжелом АНТ-4, летел Анатолий Ляпидевский, а из Хабаровска — Иван Доронин и Михаил Водопьянов. Последние челюскинцы были сняты со льдины и вывезены из лагеря только в апреле. Итогом этой экспедиции для Микоши стала огромная серия снимков, которые теперь объединены в первом разделе выставки «Арктика».

В 1949-м году по решению Иосифа Виссарионовича Сталина для работы над документальным фильмом «Победа китайского народа» в Китай была направлена советская съемочная группа, в состав которой вошел Микоша. Он стал свидетелем важнейших событий, предопределивших дальнейшее развитие нашей страны. Народно-освободительная армия Китая освобождала территории страны на юге в завершающей стадии конфликта с Гоминьданом. Но самое ценное то, что его камера запечатлела исторический момент провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября.

Фотографии, представленные во втором разделе выставки, объединены тематикой исторических событий Китая 1949–1950 годов. Это не просто документальные кадры эпохи — наряду с исторической, они обладают большой художественной ценностью. Выполненные в духе социалистического реализма, они напоминают о стилистике того времени и демонстрируют высочайший талант фотографа в съемках: применение контрастности, образности в выборе сюжетов, яркие ракурсы. Снимки наполнены атмосферой и солнечным светом, характерными для живописи 50-х. В кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства.

Цветом в советской фотографии Микоша начал заниматься одним из первых — об этом третий раздел выставки. В слудующие годы цвет в его творчестве значительно потеснил чёрно-белое изображение.

Цветной процесс Карбро, изобретенный ещё в 1869-м, предполагал трёхцветную съемку и печать со сложным цветоделением и был достаточно трудоемким. Именно поэтому многие советские фотомастера в 1938 году, когда появились материалы для цветной фотопечати, взялись за цвет, но очень быстро к нему охладели. Одной из причин было и то, что процесс Карбро до некоторой степени уничтожает полутона и переходы — писал критик Гришанин в своей статье в «Советском фото».

Микошу не остановили ни технические трудности, ни художественные недостатки процесса Карбро. Он снимал в цвете много и увлечённо. Только для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он сделал более сотни работ. Из 120 фотографий, представленных на его персональной выставке в 1940-м, двадцать — в цвете. Для того времени это очень существенно. В журнале «Огонёк» Юрий Пригожин писал: Цветная фотография — область новая.. среди немногочисленных пока энтузиастов цветной фотографии.. Микоша выгодно выделяется своим тонким восприятием красок.

Были трудности в работе с цветом у Микоши и последующие годы. На студии он буквально «не вылезал» из отдела технического контроля, вытаскивая из «брака» свои мягкие, воздушные и недостаточно резкие на втором плане кадры, снятые длиннофокусной оптикой.

Представленные в ретроспективе фотографии Владислава Микоши позволяют в полной мере оценить одно из его высказываний о собственном художественном мировосприятии: Я ощущал мир как данность. Эта фраза дала название выставке.

Выставка продлится до 24 сентября, вход свободный.

- Saratovout, по материалам оргкомитета фестиваля «Саратовские страдания»