30 ноября в музее-усадьбе «Остафьево» в Москве состоится открытие выставки «Греческий сюжет» — на ней откроются художественные коллекции князя Николая Борисовича Юсупова и рассказут о страницах его жизни.
Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Интерес князя Юсупова (1751–1831) к Древней Греции, её языку и культуре, проявленный в период обучения в Лейденском университете/Universiteit Leiden, удивлял не только его знакомых, но и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка позволяет совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации «глазами» князя.
Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы «Архангельское» князя Николая Борисовича и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников 18-го века: Francois Lemoyn «Аполлон, преследующий Дафну», Louis Gauffier «Орфей», Jacopo Amigoni «Вакх и Ариадна». Картина «Разрушение Трои» голландца Gerard de Lairesse посвящена трагическому завершению легендарного Троянского конфликта бронзового века, сказания о котором слагались древними греками ещё в догомеровскую эпоху.
В 1790-е Юсупов занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров — тарелка «Юпитер и Юнона» представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце «Юпитер, Юнона и Ио») и Венской мануфактуры (тарелка «Юпитер и Юнона») на эту же тему.
Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в 18–19 веках, составила значимое собрание князя: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты — дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к «золотому веку» цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.
Красота во всем окружала князя — ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино «Юпитер, поражающий гиганта молнией» 16-го века.
Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности. Горячий интерес Николая Борисовича к литературе и философии Древней Греции нашел своё отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов «Илиады» Гомера, переписывался с ведущими учеными, такими как Lodewijk Caspar Valckenaer, встречался и читал древние рукописи с Jean-Baptiste-Gaspard d'Ansse de Villoison.
Во время своего первого путешествия по Европе Николай Юсупов посещал различные библиотеки, где знакомился с их устройством, приобретал специальные пособия — руководства по организации книжных собраний и каталогов. В библиотеке князя хранился «Кабинет библиотеки святой Женевьевы/Bibliotheque Sainte-Genevieve» Claude du Molinet (1692), каталоги собрания рукописей библиотеки Московского Святейшего Синода и Синодальной типографии (1776 и 1805). Редчайший экспонат — каталог собственной библиотеки князя Юсупова (Catalogue De La Bibliotheque du Prince Youssoupoff), представленный на выставке, содержит сведения о более 10 тысячах книг, распределенных по 16 тематическим разделам с указанием автора, названия, года, места издания и формата. Книги, посвященные нумизматике и путешествиям, архитектуре и искусствам, театру и истории, атласы, карты, чертежи — многие из них имеют владельческие пометки — показывают насколько разносторонними были интересы князя.
Логичным продолжением увлечения античностью стали коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке князя. Среди них: «Дактилиотека Липперта», созданная между 1805–1817 годами дрезденским мастером Gottlieb Benjamin Rabenstein. Собрания слепков с резных камней (гемм) появились в 18-м веке и получили название «дактилиотека» (ларчик). Систематизированные коллекции слепков, снабженные специальными каталогами, служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения мифологии и искусства Греции и Рима. Они были очень популярны среди коллекционеров и любителей античности как в Западной Европе, так и в России.
Всплеск интереса к античной истории не обошел стороной и Англию 18-го века. Именно там были выполнены два редких дубовых шкафа-серванта, украшенные знаменитым Josiah Wedgwood пластами из яшмовой массы с мифологическими сюжетами.
В экспозиции представлено более двухсот предметов из художественных коллекций Музея-заповедника «Архангельское», почти треть демонстрируется впервые. Выставка не содержит собственно античных вещей, в целом охватывает период 16–19 веков и опирается на произведения искусства и литературы 18-го столетия, так или иначе связанные с сюжетами древнегреческой мифологии, истории и литературы.
Разнообразные предметы и любопытные истории из жизни знаменитого владельца усадьбы «Архангельское» сложились в замысловатый лабиринт, который стоит пройти несколько раз. Подарком для любознательных посетителей станет возможность прочитать некоторые страницы демонстрируемых изданий. Для всех, кто хочет продолжить знакомство с памятниками древнегреческой культуры, подготовлены специальные печатные издания.
Презентация и открытие выставки состоится 30 ноября в 16:00 на территории музея-усадьбы в Москве — Рязановское поселение, село Остафьево, улица Троицкая, 1а. В дальнейшем, экспозицию можно увидеть и в новогодние каникулы, вплоть до 27 февраля. Посещение выставки разрешено детям старше 12 лет.
- Saratovout, по материалам музея-заповедника Архангельское; фотоматериал: музей-заповедник Архангельское